В соответствии с Законом РФ от 13.01.1996 №12-ФЗ «Об образовании», Положением о специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва (КФКиС при совете Министров СССР от 26.11.1984), типовой программой по велосипедному спорту (шоссе, трек) от 1977г. для специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства организация учебно-тренировочного процесса в спортивной школе регламентируется учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий. При этом учебный план разрабатываются школой самостоятельно в соответствии с примерными учебными планами и программами для спортивных школы, специализирующихся на подготовке велосипедистов.
Как специализированная школа олимпийского резерва наше учреждение главной задачей выдвигает качественную спортивную подготовку оптимального числа перспективных спортсменов с целью достижения ими высоких и стабильных результатов, позволяющих им войти в состав сборной команды России по велоспорту и успешно выступать на международных соревнованиях.
Подготовка велосипедистов, в особенности велосипедистов высокого класса, является достаточно сложным процессом. Он характеризуется тесными связями с предыдущими и последующими годами занятий данным видом спорта. Поэтому акцент нами ставиться на системе подготовки юных спортсменов. При этом она рассматривается как часть общей системы подготовки высококвалифицированных спортсменов-велосипедистов.
Для этого в школе реализуется методика поэтапной трёхступенчатой подготовки спортсменов высокого класса на основе бригадного метода работы. Соответствующая базовая образовательная программа включает три этапа подготовки спортсменов-велосипедистов высшего класса:
этап начальной подготовки;
учебно-тренировочный этап;
этап спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.
Наличие первого этапа подготовки велосипедистов обусловливается тем обстоятельством, что у школы нет возможности пополнять число учащихся за счет ДЮСШ. Школе самостоятельно проводит набор и ведет группы начальной подготовки.
На этап начальной подготовки зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься спортом и имеющие письменное разрешение врача-педиатра. На данном этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники избранного вида спорта, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки. В качестве ключевых задач подготовки велосипедистов на начальном этапе нами рассматриваются:
укрепление физического здоровья и всестороннее физическое развитие воспитанников;
первоначальное овладение техникой езды на велосипеде;
овладение основами техники выполнения физических упражнений;
приобретение разносторонней физической подготовленности на основе занятий различными видами спорта;
выявление задатков и способностей детей к велосипедному спорту и различным его видам;
На учебно-тренировочном этапе формируются группы воспитанников на конкурсной основе из здоровых и практически здоровых учащихся, выполнивших приемные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения учащимися контрольно-переводных нормативов по общей физической и специальной подготовке. Продолжительность данного этапа достигает двух лет или свыше двух лет. Главными задачами этого этапа являются (до двух лет обучения – этап начальной спортивной специализации):
Задачами учебно-тренировочного этапа (свыше 2-х лет обучения – этап углубленной тренировки) являются:
Группы на этапе спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства формируются из спортсменов, выполнивших спортивный разряд кандидата в мастера спорта. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии положительной динамики прироста спортивных показателей. Основными задачами данного этапа являются:
Важным аспектом деятельности спортивной школы является организация и осуществление спортивно-массовой работы. Основное содержание спортивно-массовой работы определяется следующими направлениями:
рганизация и осуществление спортивных мероприятий, участие в спортивных мероприятиях различного уровня;
организация летней спортивно-оздоровительной работы;
координация усилий и оказание помощи общеобразовательным учреждениям в организации и осуществлении спортивно-оздоровительной деятельности;
пропаганда среди населения, общеобразовательных школ и дошкольных образовательных учреждений физкультуры и спорта, здорового образа жизни;
организация и осуществление спортивного досуга детей и подростков.