Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва является учреждением дополнительного образования детей. Она расположена в Копейском городском округе по адресу: 456618, г. Копейск Челябинской области, пер. Свободы, д.2.
Ключевая задача школы заключается в формировании у населения и в первую очередь у молодежи ценностного отношения к своему здоровью и культуры здорового образа жизни. В соответствии с этим в школе созданы условия для физического самосовершенствования учащихся, развития их творчества и познавательного интереса, профессионального самоопределения. Совершенно очевидно, что развитие физических способностей интеллектуального потенциала, укрепление нравственных ориентиров, а также стремление к достижению высокого уровня спортивных результатов стоит на первом месте. Кроме того, серьезное внимание уделяется привлечению максимального числа детей и подростков к систематическим занятиям велоспортом и спортом вообще, направленным на развитие их личности, а также в воспитании у них физических, морально-этических и волевых качеств.
Спортивная школа имеет богатый опыт подготовки спортсменов высокого уровня по велосипедному спорту. Долгое время школа специализировалась по велоспорту на шоссе. Но, начиная с 2003 года, воспитанники школы участвуют в новых видах этого велосипедного спорта: трек, маунтинбайк (горный велосипед) и ВМХ (веломотоэкстрим).
Хорошей традицией стали победы воспитанников школы в соревнованиях различного уровня. В 2006-2010 годах сборная команда Челябинской области, составленная из спортсменов школы, стала победителем 1 и 2 летней Спартакиады молодёжи России, 3 и 4 летней Спартакиады учащихся России в командном зачете. При этом было завоевано 14 медалей разного достоинства.
В 2011 году 16 воспитанников школы завоевали 32 путевки на финал первой летней Спартакиады молодежи России. По рейтингу спортивных школы Челябинской области учреждений постоянно входит в тройку сильнейших.
В настоящее время в школе проходят подготовку 350 спортсменов. Из них 12 мастеров спорта, имеющих еще юниорский возраст. У многих воспитанников имеются высокий спортивный потенциал и отличные перспективы в спортивной деятельности. Поэтому задача администрации школы заключается в дальнейшем развитии спортивного потенциала одаренных ребят и создать максимальные условия для их самореализации в спорте.
Педагогический коллектив школы всегда понимал и творчески претворял в своей работе задачи, которые ставили перед ним общество, жизнь. В течение многих лет педагогический коллектив достойно представлял свои творческие достижения среди учреждений дополнительного образования детей города и области. Подтверждением тому могут служить не только высокие результаты, которые добиваются наши воспитанники под руководством опытных наставников, но формирование у подрастающего поколения положительного отношения к своей будущей профессии, выбор которой во многом обусловлен знаниями и умениями, полученными детьми в нашем учреждении.
Педагогический коллектив спортивной школы был постоянным участником городских смотров, конкурсов, семинаров, научно-практических конференций, педагогических чтений по различным направлениям развития дополнительного образования вообще и спорта в частности. Воспитанники учреждения принимают активное участие в спортивных состязаниях самого различного уровня: чемпионатах, спартакиадах, первенствах и кубках.
Педагоги, среди которых четыре специалиста с высшей квалификационной категорией, отличники физической культуры и спорта, Заслуженный тренер России формируют стиль и имидж учреждения, передают детям глубокие знания и дух творчества. Неслучайно, среди воспитанников нашего учреждения достаточно много молодых спортсменов, выполнивших норматив мастера.
Несмотря на достаточно сложные социально-экономические условия, которые сегодня переживает наша школа, как впрочем, и вся система образования, нам удается обеспечивать высокий процент охвата населения городского округа дополнительным образованием. Хотя с каждым годом контингент учащихся несколько сокращается. И, тем не менее, контингент воспитанников в течение последних лет остается стабильно большим (таблица 1).
Таблица 1. Динамика численности контингента учащихся школы
Показатели |
Количество воспитанников по годам | ||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Мальчики |
321 |
270 |
277 |
285 |
255 |
Девочки |
69 |
94 |
82 |
90 |
95 |
Всего учащихся |
390 |
364 |
359 |
375 |
350 |
По сравнению с 2006 годом численность учащихся в 2010 году снизилась на 8,9 %. Это обусловливается увеличения учебно-тренировочных групп 3,4 года обучения, групп спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства. Таблица 2. Структура коллектива воспитанников по возрастному признаку
Показатели |
Количество воспитанников по годам | ||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
7-9 лет |
214 |
142 |
160 |
190 |
180 |
10-14 лет |
134 |
160 |
139 |
118 |
108 |
15-17 лет |
35 |
54 |
52 |
48 |
48 |
Свыше 17 л. |
7 |
8 |
8 |
12 |
10 |
Данные таблицы 1 показывают, что удельный вес мальчиков и юношей – обучающихся школы – значительно превосходит удельный вес девочек и девушек. Так, например, если в 2006 году в школе обучалось 79,6 % мальчиков и юношей (соответственно девочек и девушек – 21,4%) то в 2010 году мальчиков и юношей стало уже только 63,3 % от общего количества обучающихся школы. График, изображенный на рисунке 3, наглядно показывает, как увеличивается удельный вес девочек и девушек, занимающихся велосипедным спортом в нашей школе. Динамика численности учащихся школы за последние пять лет приводится на рисунке 1.
Рис. 1. Динамика численности учащихся школы
Численность учащихся в 2007, 2010 годах падает из-за увеличения учебно-тренировочных групп 3,4года обучения, групп спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства. В 209 году численность увеличивается за счет групп начальной подготовки.
На следующих ниже двух рисунках приводятся графики, отражающие динамику численности мальчиков (рисунок 2) и девочек (рисунок 3), обучающихся в школе
Рис. 2. Динамика численности мальчиков (юношей) – спортсменов школы
Рис. 3. Динамика численности девочек (девушек) – спортсменов школы
Целостное представление о динамике численности учащихся различных возрастных групп можно получить из анализа гистограммы, изображенной на рисунке 4.
Рис. 4. Изменение структуры учащихся школы по возрастному признаку
Комплектование персонала спортивной школы регламентируется Уставом. В соответствии с Уставом учреждения на преподавательскую (тренерскую) работу принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, а также подтвержденную документами об образовании.
В школе работают 10 преподавателей, которые осуществляют тренерскую работу. Преподаватели школы в большинстве своем имеют высшее профессиональное образование и опыт спортивной работы с детьми. Большинство преподавателей школы имеют отраслевые награды и знаки отличия. Так, среди многочисленных наград и знаков отличия директора учреждения Вотинцевой В.В. имеются: знак «Отличник физической культуры и спорта» (2002 г.), звание судьи республиканской категории (2002 г.), Знак Законодательного собрания Челябинской области (2007 г.), благодарность за подготовку высокого класса спортсменов, благодарность за высокий уровень организации и проведения Первенства Уральского федерального округа и второй летней Спартакиады учащихся России (2005 г.) и т.д.
Заместитель директора школы Рытикова С.В. поощрена благодарностью Губернатора Челябинской области за высокую организацию и проведение второй летней Спартакиады учащихся России (2005 г.).
Старший тренер-преподаватель школы Ивашин И.Е. является «Почётным гражданином города Копейска (2010 г.), награждён знаком «За заслуги перед Копейском (2007 г.), имеет звание «Заслуженный тренер России» (2000 г.), награжден знаком «Отличник физической культуры и спорта» (2005 г.), а также грамотами и благодарностями Губернатора и Главы города.
Тренер-преподаватель школы Виноградов Ю.Г. награжден знаком «Отличник физической культуры и спорта» (2002 г.), а также грамотами и благодарностями Губернатора и Главы города.
Тренер-преподаватель школы Курзина О.В. награждена знаком «Отличник физической культуры и спорта» (2005 г.), имеет звание судьи республиканской категории, а также грамоты и благодарности за большой вклад в развитие велоспорта в Челябинской области, высокую организацию и проведение второй летней Спартакиады учащихся России, высокие спортивные результаты учащихся в финальных соревнованиях.
Тренер-преподаватель школы Тябуков Ю.Г. награжден грамотой комитета по физической культуре, спорту и туризму за большой вклад в развитие велоспорта в Челябинской области, имеет многочисленные благодарности за высокую организацию и проведение тренерской работы и спортивных мероприятий.
Победителями трёх последних смотр-конкурсов на звание «Лучший тренер-преподаватель» Челябинской области становились Ивашин И.Е (2007 г.), Виноградов Ю.Г. (2008 г.) и Курзина О.В. (2009 г.).
Одним из условий правильного функционирования педагогического коллектива является четкая организационная структура, в рамках которой каждому педагогу отводится свое место и роль, а также обеспечивается слаженность действий всех членов педагогического коллектива. Можно с уверенностью говорить, что в нашей школе педагогический коллектив сложился как структура в хорошем смысле этого слова. Основанием для этого могут служить некоторые сведения, характеризующие количественные и качественные признаки кадрового обеспечения деятельности школы.
Инструментом для совершенствования внутриколлективных отношений является возрастной состав. На необходимость сочетания молодых и опытных педагогов в свое время указывали многие авторы, в том числе С.А.Макаренко и В.Н. Сорока-Росинский. В педагогическом коллективе являются педагоги различных возрастных групп. Однако самой представленной возрастной категорией является группа педагогов в возрасте до 25 лет. Сегодня они составляют 46,2% от всего педагогического коллектива. В таблице 3 приводятся данные, характеризующие структуру педагогического коллектива по возрастному признаку и ее изменение за последние пять лет.
Таблица 3. Распределение педагогических работников школы по возрастным группам
Год |
Количество человек по возрастным группам | ||||
До 25 лет |
26–35 лет |
36–45 лет |
46–55 лет |
Свыше 55 лет | |
2006 |
2 |
3 |
3 |
2 |
1 |
2007 |
2 |
4 |
2 |
1 |
1 |
2008 |
4 |
1 |
3 |
2 |
1 |
2009 |
4 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2010 |
5 |
2 |
1 |
1 |
2 |
На рисунке 5 отражены изменения, которые имели место в возрастной структуре педагогического коллектива в последние годы.
Рис. 5. Изменение структуры педагогического коллектива по возрастному признаку
Структура педагогического коллектива по возрастному признаку по данным на конец 2010 года приведена на рис.6.
Рис. 6. Структура педагогического коллектива по возрастному признаку
Как показывает практика, в разновозрастном коллективе интенсифицируется процессы взаимообогащения, постоянно поддерживается активность педагогов, происходит обновление форм и средств взаимодействия с воспитанниками.
В целом педагогический коллектив имеет достаточно высокий образовательный уровень (таблица 4). Немного больше половины педагогов имеют высшее образование (53,8%). 38,5% педагогов имеют незаконченное высшее образование. Только один педагог имеет среднее специальное образование.
Таблица 4. Сведения об образовательном уровне педагогических работников школы
Параметры |
Количество человек по годам | ||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Высшее образование |
7 |
7 |
6 |
7 |
7 |
Незаконченное высшее образование |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
Среднее специальное образование |
1 |
– |
1 |
- |
- |
Большая часть педагогов школы имеет квалификационные категории. Причем высшую квалификационную категорию имеют 30,8 % от общего количества педагогических работников. 7,7 % имеют первую категорию и 38,5 % – вторую квалификационную категорию. Динамика изменения структуры профессиональной квалификации педагогического коллектива отражается в таблице 5.
Таблица 5. Динамика образовательного уровня педагогического коллектива школы
Параметры |
Количество человек по годам | ||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Высшая категория |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
Первая категория |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Вторая категория |
1 |
3 |
3 |
4 |
4 |
Неаттестованы |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
Всего педагогов |
11 |
10 |
11 |
10 |
11 |
Изменение структуры профессионального уровня педагогического коллектива за последние пять лет приведены на графике (рисунок 7).
Рис. 7. Изменение структуры профессионального уровня педагогического коллектива школы
Структура профессионального уровня педагогического коллектива по данным на конец 2010 года приведена на рисунке 8.
Рис. 8. Структура педагогического коллектива по профессиональному уровню
Педагогический коллектив школы пользуется искренним уважением детей и подростков. Главный источник такого отношения – истинная доброжелательность и уважение педагогов по отношению к детям. Используя возможности самого учреждения и окружающей его среды, преподаватели создают благоприятные возможности для развития индивидуальных интересов и спортивных достижений детей и подростков.
За последние годы, существенно улучшена материально-техническая база за счет средств областного и местного бюджетов, укомплектовано следующим инвентарем, который отображается в таблице 6.
Таблица 6
№ |
Наименование объекта |
Кол-во |
1. |
Спортивный зал (требует капитального ремонта) |
1 |
2. |
Малый зал |
1 |
3. |
Тренажерный зал |
1 |
4. |
Велостаночный зал |
1 |
5. |
Гараж |
1 |
6. |
Автомобили |
6 |
7. |
Велосипеды «MERIDA» для МТБ |
10 |
8. |
Велосипеды «Mach One Expert» |
4 |
9. |
Велосипед «Comek» |
1 |
10. |
Велосипеды «Colnago» |
2 |
11. |
Велосипеды для индивидуальной гонки |
4 |
12. |
Велосипеды «Fiend 20» |
4 |
13. |
Велосипеды шоссейные |
4 |
14. |
Велосипеды «Турист» |
31 |
15. |
Велосипеды подростковые |
10 |
16. |
Велосипеды спортивные |
46 |
17. |
Велосипеды для ВМХ |
8 |
18. |
Велотренажеры |
20 |
19. |
Велошлемы |
15 |
20. |
Велотуфли |
15 |
21. |
Маты гимнастические |
10 |
22. |
Перекладина |
1 |
23. |
Мячи баскетбольные |
10 |
24. |
Мячи футбольные |
10 |
25. |
Тренажер спортивный |
2 |
26. |
Компьютер, ксерокс |
1 |
27. |
Телевизор, видеомагнитофон |
1 |