В период с 2006 по 2010 гг. ведущая идея деятельности нашего учреждения была связана с формированием имиджа школы как социального института, который гарантирует право ребенка на самосовершенствование в спортивной деятельности и создает условия для организации этой деятельности. Поэтому предполагалось создать такие организационные условия, которые бы предопределили естественный ход развития спортивной школы и были бы направлены на выполнение заказа по подготовке молодых велосипедистов и совершенствования их спортивного мастерства.
Ключевыми направлениями развития спортивной школы в период с 2006 по 2010 гг. были следующие аспекты:
По каждому из названных ключевых направлений были определены задачи, на решение которых были сосредоточены усилия администрации школы и ее преподавательского коллектива. Поэтому охарактеризуем их деятельность по выполнению поставленных задач и полученные при этом основные результаты.
Для удобства изложения будем придерживаться основных направлений развития спортивной школы, которые были выбраны в качестве приоритетных.
В соответствии с Законом РФ от 13.01.1996 г. № 12-ФЗ «Об образовании», Положением о специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва (КФКиС при совете Министров СССР от 26.11.1984), типовой программой по велосипедному спорту (шоссе, трек) от 1977г. для специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства организация учебно-тренировочного процесса в спортивной школе регламентируется учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий. При этом учебный план разрабатываются школой самостоятельно в соответствии с примерными учебными планами и программами для спортивных школы, специализирующихся на подготовке велосипедистов.
Как специализированная школа олимпийского резерва наше учреждение главной задачей выдвигает качественную спортивную подготовку оптимального числа перспективных спортсменов с целью достижения ими высоких и стабильных результатов, позволяющих им войти в состав сборной команды России по велоспорту и успешно выступать на международных соревнованиях.
Подготовка велосипедистов, в особенности велосипедистов высокого класса, является достаточно сложным процессом. Он характеризуется тесными связями с предыдущими и последующими годами занятий данным видом спорта. Поэтому акцент нами ставиться на системе подготовки юных спортсменов. При этом она рассматривается как часть общей системы подготовки высококвалифицированных спортсменов-велосипедистов.
Для этого в школе реализуется методика поэтапной трёхступенчатой подготовки спортсменов высокого класса на основе бригадного метода работы. Соответствующая базовая образовательная программа включает три этапа подготовки спортсменов-велосипедистов высшего класса:
этап начальной подготовки;
учебно-тренировочный этап;
этап спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.
Наличие первого этапа подготовки велосипедистов обусловливается тем обстоятельством, что у школы нет возможности пополнять число учащихся за счет ДЮСШ. Школе самостоятельно проводит набор и ведет группы начальной подготовки.
На этап начальной подготовки зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься спортом и имеющие письменное разрешение врача-педиатра. На данном этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники избранного вида спорта, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки. В качестве ключевых задач подготовки велосипедистов на начальном этапе нами рассматриваются:
укрепление физического здоровья и всестороннее физическое развитие воспитанников;
первоначальное овладение техникой езды на велосипеде;
овладение основами техники выполнения физических упражнений;
приобретение разносторонней физической подготовленности на основе занятий различными видами спорта;
выявление задатков и способностей детей к велосипедному спорту и различным его видам;
На учебно-тренировочном этапе формируются группы воспитанников на конкурсной основе из здоровых и практически здоровых учащихся, выполнивших приемные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения учащимися контрольно-переводных нормативов по общей физической и специальной подготовке. Продолжительность данного этапа достигает двух лет или свыше двух лет. Главными задачами этого этапа являются (до двух лет обучения – этап начальной спортивной специализации):
Задачами учебно-тренировочного этапа (свыше 2-х лет обучения – этап углубленной тренировки) являются:
Группы на этапе спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства формируются из спортсменов, выполнивших спортивный разряд кандидата в мастера спорта. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии положительной динамики прироста спортивных показателей. Основными задачами данного этапа являются:
Важным аспектом деятельности спортивной школы является организация и осуществление спортивно-массовой работы. Основное содержание спортивно-массовой работы определяется следующими направлениями:
организация и осуществление спортивных мероприятий, участие в спортивных мероприятиях различного уровня;
организация летней спортивно-оздоровительной работы;
координация усилий и оказание помощи общеобразовательным учреждениям в организации и осуществлении спортивно-оздоровительной деятельности;
пропаганда среди населения, общеобразовательных школ и дошкольных образовательных учреждений физкультуры и спорта, здорового образа жизни;
организация и осуществление спортивного досуга детей и подростков.
Преподавательский коллектив школы успешно справляется со своими задачами, за период с 2006 по 2010 гг. учащиеся школы добились впечатляющих успехов на чемпионатах и первенствах области, Спартакиадах учащихся России, первенствах России. Наиболее высокие показатели за отчетный период добились такие воспитанники школы, как Архипов Евгений (мастер спорта), Роот Евгений (мастер спорта), Решетников Антон (мастер спорта), Жердецкий Вячеслав (мастер спорта), Павлов Егор (мастер спорта), Татаринов Геннадий (мастер спорта), Оводов Александр (мастер спорта), Лушкова Юлия (мастер спорта), Логиновская Ксения (мастер спорта), Хайруллина Эльвира (мастер спорта), Некерова Олеся (мастер спорта), Майер Марина (мастер спорта) и др.
В их арсенале победы на международных соревнованиях, чемпионатах, кубках и первенствах России, всероссийских соревнованиях, летних Спартакиадах, первенствах региона, областных соревнованиях. Подробная информация о завоеванных учащимися школы медалях и призовых мест приводится в ежегодных отчетах.
За высокие спортивные достижения наши воспитанники неоднократно были отмечены стипендиями и грамотами Губернатора Челябинской области (Лушкова Ю, Хайруллина Э., Майер М.). Стипендиями и грамотами также были отмечены их тренеры (Курзина О. В., Виноградов Ю. Г., Ивашин И. Е., Вотинцева В. В.). По итогам 2008 года в десятку лучших тренеров Челябинской области вошел тренер нашей школы Ивашин И. Е. и в десятку лучших спортсменов Челябинской области вошла Эльвира Хайруллина. В 2006 году Ивашин И.Е., а в 2009 г. Татаринов Геннадий признаны «Человеком года» г. Копейска. В 2010 году Ивашин И.Е. признаётся почётным гражданином города Копейска.
Благодаря высокой организации учебно-тренировочного процесса в школе, ответственному и преданному отношению к работе тренеров учреждение продолжает удерживать прочные позиции среди лучших спортивных школы не только Челябинской области, но и страны. Так, в 2006–2010 гг. Федерацией велоспорта Росси школы была признана лучшей спортивной школой страны.
Наряду с этим, администрация и тренерско-преподавательский состав школы постоянно осуществляет поиск новых форм, методов и средств подготовки велосипедистов высокого класса.
Одной из ключевых задач в деятельности специалистов школы является повышение качества воспитательной работы, создание социально-педагогических проектов развития учащихся, формирование организационно-педагогических механизмов управления социальным воспитанием.
В школе сложился внушительный опыт в осуществлении воспитательной работы с учащимися. Соответствующая работа проводится по следующим направлениям:
осуществление культурно-образовательных и досуговых мероприятий, содействующих воспитанию личности (в городах экскурсии где проходят соревнования, походы «По уральским местам», областной краеведческий музей и др.);
использование воспитательных возможностей семьи (конкурсы, походы, эстафеты «Папа, мама и Я»);
взаимодействие с общеобразовательными учреждениями, учреждениями спорта, досуговой, культурной и культурно-образовательной сферы (беседы со «звёздами» на классных часах, турниры по спортивным играм и др.).
Осуществление культурно-образовательных и досуговых мероприятий, имеющих целью социализацию личности, во многом носит традиционный характер. Можно утверждать, что многие из этих акций имеют сложившуюся структуру, программу, пользуются большой популярностью среди учащихся, преподавателей и родителей.
Система традиционно осуществляемых мероприятий позволяет нам решать следующие задачи:
оказание помощи учащимся в их жизненном и профессиональном самоопределении;
вооружение подрастающего поколения средствами самореализации через овладение различными социально-значимыми ролевыми моделями.
Для содействия самореализации учащихся в школе созданы определенные условия:
достаточный для осуществления воспитательной работы уровень профессиональной квалификации преподавателей;
соответствующая учебно-материальная база (имеются специальные помещения, оборудование, дидактические материалы, технические средства и т.д.);
нормальные бытовые условия в школе и дома;
тесные творческие и культурные связи с учреждениями спорта, досуговой, культурной и культурно-образовательной сферы.
В 2010 году проведен опросник для изучения мнения родителей о социально-профессиональном статусе спортивной школы. Опрошено 146 родителей. Результаты анкетирования представлены в таблице 7.
Таблица 7.
№ |
Вопросы |
Уровень |
Баллы |
1. |
Нравится ли Вам, что ваш ребенок занимается велоспортом? |
высокий |
5,0 |
2. |
Отражаются ли занятия велоспортом на хорошую успеваемость в общеобразовательной школе? |
хороший |
4,2 |
3. |
Отражаются ли занятия велоспортом на здоровье ребенка? |
хороший |
4,1 |
4. |
Отражаются ли занятия велоспортом на развитие интеллектуального уровня? |
хороший |
4,2 |
5. |
Удовлетворены ли Вы результатами своего ребенка? |
хороший |
4,3 |
6. |
Хотите ли Вы видеть своего ребенка спортсменом высокого класса? |
хороший |
4,4 |
7. |
Пользуется ли тренер-преподаватель авторитетом у Вас? |
высокий |
4,7 |
8. |
Считаете ли Вы, что педагог видит и учитывает индивидуальные особенности Вашего ребенка? |
высокий |
4,8 |
9. |
Всегда ли педагог тактичен и корректен по отношению к Вашему ребенку? |
хороший |
4,0 |
10. |
Удовлетворяет ли Вас, что Ваш ребенок занимается у данного тренера-преподавателя? |
высокий |
4,9 |
11. |
Стремится ли педагог к достижению взаимодействия с Вами? |
высокий |
4,9 |
12. |
Как вы думаете, заслуживает ли тренер общественного признания? |
высокий |
5,0 |
Организация проведения анкетирования показала, что 95% родителей одобряют занятия своих детей в спортивной школе.
Вместе с тем, многие из перечисленных факторов требуют систематического обновления, так как их состояние во многом зависит от условий развития школы. Поэтому проводимая в школе политика направлена на систематическое изменение этих факторов, обеспечение их зависимости от возможностей и состояния учреждения.
Основной воспитательной задачей школы является создание условий для развития свободной активной личности, живущей в связи с окружающим миром и его историей и осознающей свою ответственность перед ним.
Воспитательное значение, особенно в период формирования личности, имеет любая деятельность и, разумеется, всякая совместная деятельность учащихся и преподавателей. Во время общения с преподавателями усваивается не только определенный материал и происходит физическое развитие и совершенствование учащихся, но и при правильно построенной работе формируется отношение учащихся и преподавателей, которые осуществляют одно общее дело – занимаются велосипедным спортом. Эта воспитательная задача характерна именно для нашей школы, школы спортивной направленности, в которой мы стремимся ребенку с ранних лет привить интерес к физической культуре и спорту. Любое занятие, проведенное преподавателем, безусловно, имеет воспитательное значение как совместная работа учащихся с преподавателем. Таким образом, можно сказать, что в школе задачи в сфере воспитания и спортивной подготовки тесно переплетаются, так как основной учебно-тренировочный процесс является одновременно и воспитательным, т.е. имеет воспитательную направленность.
Задачи преподавателей состоят в том, чтобы как во время тренировочной, так и во вне тренировочной деятельности, используя принципы эффективного общения, поддержать и развить самоценную активность учащихся. Основным воспитательным принципом при этом является доверие к учащимся, уважение свободы его личности, личностно ориентированные отношения преподавателя с учащимися.
В процессе воспитательной работы весьма существенным является то обстоятельство, что преподаватели школы, организуя деятельность детей, используют такие способы и приемы воспитания, которые стимулируют их стремление к личностному развитию, способствуют формированию их знаний, взглядов, убеждений, совершенствованию физической и волевой сферы. Важную стимулирующую роль здесь играют одобрение положительных поступков учащихся, тактичное осуждение за нарушение норм и правил поведения. Подобную корректирующую функцию выполняют и также методические требования преподавателей, контроль за поведением учащихся и переключением их внимания на другие виды деятельности.
С целью содействия учащимся в рациональной организации свободного и учебного времени в течение учебного года систематически проводятся беседы и тематические классные часы. Большой воспитательный эффект имеют и такие мероприятия, как экскурсии, творческие встречи, посещения спортивных комплексов и т.д.
По данному ключевому направлению основные усилия администрации и преподавательского коллектива спортивной школы были направлены на:
повышение профессионального и спортивного мастерства тренеров и преподавателей школы через обучение на курсах; участие в организации и проведении спортивных мероприятий различного уровня и ранга; аттестацию и активизацию методической работы в школе;
создание целостной системы методической работы в спортивной школе;
создание условий для овладения тренерами и преподавателями новыми педагогическими (инновационными) технологиями и методиками;
создание условий для полного обеспечения школы преподавательскими кадрами.
При решении поставленных задач мы исходили из того, что сегодня главное для тренера или преподавателя школы – научить его использовать свои личностные и профессиональные резервы, спортивное мастерство и на основе этого строить индивидуальную систему целостной деятельности по подготовки олимпийского резерва.
Все это, естественно, требует умения работать по законам творчества, используя собственный потенциал. Мы стремились помочь преподавателям работать в условиях обновляющейся педагогической практики, решать многообразные задачи обновления содержания и структуры подготовки велосипедистов, выбора методических и организационных средств совершенствования спортивного мастерства воспитанников, выбора варианта учебного плана, образовательных программ, учебных и методических пособий, а также технологий и методик учебно-тренировочных занятий.
Перестройка системы повышения квалификации кадров явилась отражением политики Комитета по физической культуре, спорту и туризму. В системе приоритетов, лежащих в основе этих документов, стали идеи обновления содержания и структуры подготовки молодых спортсменов, популяризации физической культуры и спорта среди населения, совершенствования подготовки спортсменов высшего уровня и некоторые другие.
Многолетняя работа над повышением профессионального и спортивного мастерства позволила в какой-то мере сформировать содержание работы, наиболее полно отражающей современные процессы, происходящие в системе дополнительного образования детей. В основе данной работы лежали следующие формы повышения квалификации преподавательских кадров школы:
участие в методических и научно-практических конференциях, семинарах, конгрессах, педагогических форумах, проведение мастер-класса;
составление авторских программ;
методическая работа в школе.
Анализ складывающегося опыта и намечающихся тенденций в развитии системы повышения квалификации тренеров и преподавателей в школе позволил обнаружить некоторые общие направления:
целостность и непрерывность процесса повышения квалификации кадров на протяжении всего периода педагогической деятельности;
взаимосвязь самообразования и коллективных форм работы преподавателей;
взаимосвязь системы повышения квалификации кадров и методической работы в школе;
дифференцированность содержания повышения квалификации в зависимости от уровня профессионального и спортивного мастерства тренеров и преподавателей.
Мы полагаем, что все это способствовало обеспечению целостности системы повышения квалификации кадров, ее качественной определенности и стабильности функционирования.
С точки зрения содержания система повышения квалификации кадров чутко реагировала на актуальные проблемы развития физической культуры и спорта. Поэтому в содержании повышения квалификации преподавателей школы нашли место следующие направления работы:
совершенствование и обновление учебно-тренировочного процесса в детско-юношеской спортивной школе;
организация учебно-тренировочного и воспитательного процесса с юными спортсменами;
освоение информационно-коммуникационных технологий.
Более точная картина о содержании повышения квалификации кадров может сложиться, если обратиться к анализу проблематики курсовой подготовки и переподготовки педагогических работников школы (таблица8).
Таблица 8. Повышение квалификации преподавателей школы в учреждении дополнительного профессионально-педагогического образования
№ |
Фамилия И.О. |
Место |
Сроки |
Проблема |
1. |
Вотинцева Валентина Васильевна |
Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» |
2010 |
Содержание и технология дополнительного образования детей в условиях реализации современной модели образования. |
2. |
Тябуков |
Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» |
2010 |
Содержание и технология дополнительного образования детей в условиях реализации современной модели образования. |
3. |
Ивашин |
Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» |
2010 |
Содержание и технология дополнительного образования детей в условиях реализации современной модели образования. |
4. |
Виноградов |
Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» |
2010 |
Содержание и технология дополнительного образования детей в условиях реализации современной модели образования. |
5. |
Курзина Оксана Валентиновна |
Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» |
2010 |
Содержание и технология дополнительного образования детей в условиях реализации современной модели образования. |
Подробная информация о прохождении курсовой подготовки в учреждениях дополнительного профессионально-педагогического образования приводится в ежегодных отчетах.
Осуществляемая в школе методическая работа была направлена на:
информирование педагогов о новых требованиях, предъявляемых к учебно-тренировочной работе, и достижениях физической культуры и спорта;
обучение и развитие преподавателей, повышение их оперативной готовности к осуществлению учебно-тренировочной и физкультурно-оздоровительной работе;
выявление, изучение и распространение наиболее ценного опыта подготовки велосипедистов;
освоение новых видов велоспорта (трек, маунтинбайк, веломотоэкстрим, триатлон);
подготовка методического обеспечения для осуществления учебно-тренировочного процесса и процесса совершенствования спортивного мастерства: учебно-методических комплексов, рекомендаций и других продуктов методической деятельности.
В процессе методической работы, курсовой подготовки и, конечно, самообразования выросла профессиональное мастерство преподавателей школы, улучшилась аналитическая деятельность, повысилась инициативность специалистов, вера в свои творческие силы. У педагогов сформировалась потребность в совершенствовании своей тренерской работы. Методическая работа способствовала росту профессионализма педагогов и, в конечном счете, результативности процесса велосипедистов.
Управление спортивной школой осуществляется на основе соответствующей нормативно-правовой базы, которая в том числе определяет компетенцию, права, ответственность учредителей и самого учреждения дополнительного образования детей. Управление школой строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления в учреждении являются педагогический совет и общее собрание коллектива. Непосредственное руководство учреждением осуществляет директор школы. Разграничение полномочий педагогического совета и общего собрания коллектива, а также директора закреплено в Уставе учреждения.
Цели управления школой согласованы с заказом со стороны Управления образования администрации Копейского городского округа и родителей. Анализ цели и задач управления показал, что они соответствуют потребностям населения, детей и подростков, их родителей, а также тренеров-преподавателей школы.
В учреждении сложилась своя система управления. Она характеризуется гибкостью, мобильностью и неформальностью. В основе управления учреждением лежит проектно-целевой метод. Организационно-функциональная структура представляет собой несколько уровней управления. Взаимодействие администрации, сотрудников и учащихся происходит как по вертикали, так и по горизонтали. Организационная деятельность коллегиальных и рабочих органов осуществляется в соответствии с утвержденными педагогическим советом положениями. Структура управления школой приведена на рис. 9.
Рис. 9. Структура управления школой
Высший уровень управления представлен общим собранием коллектива спортивной школы, которое является высшим органом управления. Оно созывается по мере необходимости для решения уставных вопросов, избирает педагогический совет и заслушивает отчеты о его деятельности. Непосредственное управление школой осуществляет директор В. В. Вотинцева. В своей деятельности директор руководствуется должностной инструкцией, разработанной на основе тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования РФ, а также Уставом спортивной школы. Педагогический совет решает стратегические вопросы деятельности школы. Его функции определены в Уставе школы. Для решения текущих рабочих вопросов создан административный совет при директоре, который собирается еженедельно.
Вопросы оперативного управления осуществляют тренеры-преподаватели. Работа их строится в соответствии с должностными инструкциями, утвержденными директором школы.
Содержание организаторской работы в школе определяется характером взаимоотношений администрации, сотрудников и учащихся. Особую значимость здесь имеет определение содержания деятельности всех управленческих звеньев, организация тесного взаимодействия и слаженности в их работе, установление между ними отношений субординации, координации и обратной связи. Содержание функциональных обязанностей участников образовательных отношений приводятся в должностных инструкциях и соответствующих положениях (локальных актах).
Должностные инструкции регламентируют правовое положение педагогического, административного и обслуживающего персонала школы. Они устанавливают задачи, функции, обязанность и ответственность должностных лиц. Реализуемые в школе должностные инструкции были разработаны в соответствии с Законом РФ «Об образовании», тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями) по должностям работников учреждений образования РФ и Уставом учреждения. Положения (локальные акты) регламентируют деятельность коллегиальных органов и организационных структур. Их перечень приведен в приложении к Уставу учреждения.
Реализация профессиональной деятельности участников образовательных отношений в соответствии с должностными инструкциями и положениями локальных актов обеспечивает координацию и субординацию связей между ними, что способствует, на наш взгляд, целенаправленному осуществлению управления спортивной школой.
В качестве приоритетной нами рассматривалась деятельность по совершенствованию системы информационного обеспечения управления школой. Основываясь на изучении нормативно-методических документов Министерства образования и науки Челябинской области, теоретических источников и практического опыта учреждений дополнительного образования детей г. Челябинска и Челябинской области, нами была разработана структура информации, включающая следующие массивы:
система опережающей работы с сотрудниками;
развитие инновационных процессов в школе;
уровень сформированности образовательной среды для удовлетворения потребностей учащихся в спортивном самосовершенствовании;
эффективность управления школой.
В целях предотвращения потери времени и несогласованности в выполнении различных видов профессиональной деятельности, для наиболее полных и точных информационно-аналитических связей в школе используется следующая информационно-аналитическая схема мониторинга: задача, связанная с решением проблемы в рамках программы (проекта); информация, необходимая для решения задачи; источник информации; информация, полученная в результате решения задачи; исполнители; срок выполнения; потребители полученной информации.
Практика показывает, что использование данной схемы для информационно-аналитической деятельности дает возможность согласовать интересы субъектов управления учреждением. А это позволяет повысить эффективность управления спортивной школой.