Раздел 3. Анализ проблемм и главных тенденций в развитии спортивной школы
Анализ деятельности спортивной школы показал, что сегодня в учреждении сложились многочисленные предпосылки для его дальнейшего эффективного функционирования и развития. Определяется это:
-
успешной кадровой политикой, проводимой администрацией спортивной школы;
-
эффективным использованием в учебно-тренировочной и воспитательной работе современных педагогических технологий;
-
успешным освоением новых видов велосипедного спорта: трек,
-
маунтинбайк и веломотоэкстрим;
-
высокими спортивными результатами, достигнутыми воспитанниками школы;
-
становлением гуманистической вариативной воспитательной системы, гибко реагирующей на изменяющие особенности контингента учащихся школы;
-
тесным взаимодействием с родителями учащихся в решении различных учебно-воспитательных задач; позитивным отношением родителем к спортивной школе
-
слаженностью системы повышения квалификации кадров в школе и некоторыми другими факторами.
Наряду с этим, мы видим перспективы дальнейшего развития школы. Их достижение связано с преодолением ряда проблем, которые актуализировались с последнее время и на разрешение которых имеет смысл направить усилия преподавателей, родителей и самих воспитанников на следующем этапе развития учреждения. При этом все такие проблемы условно можно объединить в следующие четыре главных направления:
-
совершенствование подходов к организации учебно-тренировочного процесса по направлению «Массовый спорт»;
-
совершенствование подходов к организации учебно-тренировочного процесса программы по направлению «Спорт высших достижений»
-
совершенствование воспитательной работы в школе;
-
совершенствование методической работы в школе в соответствии с целевыми установками приоритетного национального проекта «Образование».
Проблемы развития школы связаны с совершенствованием подходов к организации учебно-тренировочного процесса в контексте «Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации».
Организация учебно-тренировочного процесса в школе осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми документами и инструктивно-методическими рекомендациями органов управления образования и осуществляется на основе Типовой программы по велоспорту, утвержденной Госкомспортом СССР (1981 г.), а также авторской образовательной программы (авт. Курзина О. В.). Вместе с тем, современные условия функционирования и развития школы характеризуются ее вовлеченностью в процесс обновления содержания и структуры подготовки спортсменов по велоспорту. Это проявляется не только в привлечении в образовательную практику вариативных программ, современных образовательных технологий и методик, но и в изменении идеологии организации и осуществления подготовки молодых спортсменов. Реализация учебно-тренировочного процесса в этих условиях значительно усложнилась, существенно возросла роль не только администрации школы, но и самого тренера.
Серьезное внимание администрацией школы уделяется совершенствованию дидактического и методического обеспечения учебно-тренировочного процесса. Наблюдается положительная динамика в обновлении соответствующих педагогических средств. Положительная динамика также наблюдается и в области повышении качества подготовки спортсменов на различных ее этапах: начальной подготовки, учебно-тренировочном и спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства. Основные приоритеты в организации и осуществления подготовки спортсменов в школе были связаны с формирование физически подготовленной и социально направленной личности на основе освоения обязательного минимума содержания программ.
Важным аспектом деятельности спортивной школы является организация и осуществление спортивно-массовой работы, основное содержание которой определяется следующими направлениями: организация и осуществление спортивных мероприятий, участие в спортивных мероприятиях различного уровня; организация летней спортивно-оздоровительной работы; координация усилий и оказание помощи общеобразовательным учреждениям в организации и осуществлении спортивно-оздоровительной деятельности; пропаганда среди населения, общеобразовательных школ и дошкольных образовательных учреждений физкультуры и спорта, здорового образа жизни; организация и осуществление спортивного досуга детей и подростков.
Вместе с тем, особо отчетливо проявились следующие проблемы:
-
Как обеспечить сохранение контингента занимающихся на этапе начальной подготовки?
-
Какие подходы могут быть положены в основу разработки методик для отслеживания влияния высоких нагрузок спортсменов на состояние их здоровья?
-
Каковы механизмы педагогически целесообразного выстраивания учебно-тренировочного процесса и процесса совершенствования спортивного мастерства в школе в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды?
Другое направление развития школы определяет совершенствование воспитательной работы в школе.
Проблемы воспитания всегда были в центре внимания преподавательского коллектива спортивной школы. Однако особую актуальность они приобрели в период социальных и экономических изменений, связанных со становлением рыночных социально-экономических отношений. В такой ситуации новая воспитательная парадигма потребовала от тренеров-преподавателей школы, прежде всего, максимального содействия развитию потенциальных возможностей каждого учащегося, стремящихся к физическому и духовному самосовершенствованию, независимости, обладающих чувством собственного достоинства.
Воспитательный процесс в школе был организован в соответствии с требованиями нормативных документов, приоритетами Управления образования администрации Копейского городского округа. Значительным шагом в повышении результативности, системности воспитательной работы стало начало работы по моделированию воспитательной системы, в основе которой лежит концепция личностно ориентированного воспитания.
К числу «сильных сторон» организации воспитательного процесса в школе в течение последних лет следует отнести: опыт и сложившиеся традиции в воспитании спортсменов; тесные связи с учреждениями дополнительного образования детей, спорта и культурно-досуговой деятельности; участие родителей в систематической воспитательной работе; использование в воспитательной работе технологий личностно ориентированного образования и т.п.
В ходе работы по выстраиванию воспитательной системы школы преподавательский коллектив смог убедиться в целесообразности использования технологий личностно ориентированного воспитания в практике. Значительно обогатился теоретический и технологический арсенал преподавателей. Воспитательный процесс все более и более нацелен на конкретный результат, на конкретного воспитанника, на реализацию его спортивных и творческих возможностей, обеспечение его социально направленного поведения.
Вместе с тем, заставили заявить о себе следующие проблемы:
-
Как усилить использование индивидуально-дифференцированного подхода при организации и осуществлении воспитательной работы с учащимися?
-
Каким образом способствовать дальнейшему развитию у учащихся таких социально важных ценностей, как здоровье, малая родина, будущая профессия?
-
Какие педагогические подходы могут быть положены в основу развития психолого-педагогической компетентности родителей воспитанников школы? Каковы механизмы привлечения их к спортивной и воспитательной жизни школы?
Важную роль играет совершенствование методической работы в школе в соответствии с целевыми установками приоритетного национального проекта «Образование».
Система методической работы тренеров-преподавателей занимает особое место в системе управления спортивной школой, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его профессиональной деятельности. Все ее формы направлены на повышение квалификации и мастерства преподавателей. Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы преподавателей обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого педагога. В то же время методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие и совершенствование всей работы со спортсменами в соответствии с новыми достижениями в педагогической и психологической науке. Главным является оказание реальной, действенной и своевременной помощи тренерам-преподавателям.
Анализ приоритетов в построении системы методической работы педагогических кадров в школе показывает, что они в полной мере соотнесены с основными направлениями кадровой политики, осуществляемой в городском округе. Отбор содержания, форм и приемов осуществления методической работы обусловлен происходящими процессами обновления содержания и форм работы со спортсменами, освоением новых видов велоспорта (трек, маунтинбайк и веломотоэкстрим). Так, речь идет о поддержке педагогических работников в освоении и реализации инновационных методик и технологий учебно-тренировочной работы с детьми, подготовки их к спортивным мероприятиям, повышения эффективности взаимодействия с родителями. Прочное место здесь занимают новые формы ее осуществления: методическая неделя, открытые просмотры занятий, тренинги, круглые столы, научно-практические конференции и т.д.
Наряду с этим, сегодня следует говорить и том, что кадровый потенциал нужно широко использовать для дальнейшего повышения рейтинга школы среди спортивной общественности не только города, но и области в целом. Кроме того, целесообразно осуществлять содействие тренерам-преподавателям в их профессиональной самореализации. При этом важно прилагаемые усилия соотносить с основными направлениями приоритетного национального проекта «Образование» и проекта «Информатизации образования».
Таким образом, по данному приоритетному направлению можно выделить следующие проблемы:
-
Как выстроить систему управленческого содействия преподавателям школы в их профессиональной самореализации и самовыражении?
-
Каковы направления использования инновационного потенциала преподавателей школы для дальнейшего повышения ее рейтинга среди спортивной общественности региона?
-
Как обеспечить дальнейшее развитие ИКТ-компетентности преподавателей школы и их готовности к использованию в учебно-тренировочном процессе новых информационных и коммуникационных методик и технологий?
Управление школой осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании» на основе принципов демократии, гласности, открытости и самоуправления. Организационно-правовым документом, в котором закреплены структура, функции, права и обязанности школы, вытекающие из Закона РФ «Об образовании» и Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, полномочия, дополнительно переданные учреждению учредителем, является Устав.
Для повышения эффективности управленческой деятельности серьезное внимание нами было уделено освоению методологии государственно-общественного управления, выдвинутого в качестве ведущего принципа на современном этапе российского образования. При организации государственно-общественного управления школой мы исходили из учета готовности различных субъектов общественной природы (преподавателей, воспитанников школы и их родителей) принять участие в самоуправлении школой. Исходя из этого, собственно, и осуществлялось разграничение полномочий. Вместе с тем, обнаружилась недостаточная готовность преподавателей и особенно, учащихся и родителей к самоуправлению.
Кроме того, на современном этапе развития нашей школы на передний план выдвигаются вопросы, связанные с укреплением и развитием традиций во взаимодействии с различными сторонними организациями. Это еще раз указывает на приоритетность идеи государственно-общественного управления. В соответствии с ней современная школа является открытой социальной системой. Она открыта для взаимодействия с учреждениями различной природы и различных направлений деятельности, не только спортивно-оздоровительной.
Наконец, особую значимость на данный момент приобретает потребность в дальнейшем развитии системы информационного и коммуникационного сопровождения управленческой деятельности в школе, что опять же согласуется с концепцией «Информатизации системы образования».
Таким образом, на повестке дня обозначаются проблемы, касающиеся того:
-
Как активизировать роль субъектов общественной природы (преподавателей, учащихся и родителей) в управлении школой?
-
Какими могут быть пути развития традиций во взаимодействии спортивной школы со сторонними организациями и инстанциями? Каким образом могут быть привлечены их усилия и поддержка в организацию учебно-тренировочного и воспитательного процессов в школе?
-
Каковы содержательные и процессуальные основания для выстраивания системы управления школой на основе современных информационных и коммуникационных технологий?