ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ В МОУДОД СДЮСШОР №2 И ИХ ЗАДАЧИ
Подготовка спортсменов-велосипедистов высокого класса является исключительно сложным процессом, который характеризуется тесными связями с предыдущими и последующими годами занятий данным видом спорта. Поэтому никогда не следует говорить отдельно о системе подготовки юных спортсменов, поскольку эта система скорее исключает, чем предполагает достижение максимально возможных результатов. Её следует рассматривать только как часть общей системы подготовки высококвалифицированных спортсменов-велосипедистов. Значит, принципиально важным моментом для правильного понимания целей, задач и содержания данной образовательной программы является то, что её следует рассматривать в многолетнем аспекте и во всей совокупности задач спорта высших достижений.
Анализ научных публикаций последних лет по проблеме поиска и отбора одарённых детей, накопленный опыт комплектования учебно-тренировочных групп на базе специализированной детско-юношеской школы олимпийского резерва по велоспорту, диагностика в области физического состояния при отборе и обучении способных велосипедистов-шоссейников, а также результаты собственных многолетних наблюдений за процессом формирования личности спортсмена в конечном итоге позволили разработать методику поэтапной трёхступенчатой подготовки спортсменов высокого класса на основе бригадного метода работы.
Базовая образовательная программа МОУДОД СДЮСШОР № 2 включает три этапа подготовки спортсменов-велосипедистов высшего класса Так как у СДЮШОР нет возможности пополнять число учащихся за счёт ДЮСШ, нам приходится самим проводить набор и вести группы начальной подготовки.
Этап начальной подготовки (НП)
На этап начальной подготовки зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься спортом и имеющие письменное разрешение врача-педиатра. На этапе начальной подготовки осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники избранного вида спорта, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки.
Задачи:
- укрепление здоровья занимающихся;
- всестороннее физическое развитие;
- первоначальное овладение техникой езды на велосипеде;
- укрепление здоровья, улучшение физического развития;
- овладение основами техники выполнения физических упражнений;
- приобретение разносторонней физической подготовленности на основе занятий различными видами
- выявление задатков и способностей детей;
- привитие стойкого интереса к занятиям спортом;
- воспитание черт спортивного характера.
Учебно-тренировочный этап (УТГ)
формируется на конкурсной основе из здоровых и практически здоровых учащихся, выполнивших приемные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения учащимися контрольно-переводных нормативов по общей физической и специальной подготовке.
Учебно-тренировочный этап (до 2-х лет обучения - этап начальной спортивной специализации).
Задачи и преимущественная направленность:
- повышение уровня разносторонней физической и функциональной подготовленности;
- овладение основами техники в избранном виде спорта;
- приобретение соревновательного опыта путем участия в различных видах спорта.
Учебно-тренировочный этап (свыше 2-х лет обучения - этап углубленной тренировки)
Задачи и преимущественная направленность тренировки:
- совершенствование техники;
- развитие специальных физических качеств;
- повышение уровня функциональной подготовленности;
- освоение допустимых тренировочных и соревновательных нагрузок;
- накопление соревновательного опыта.
Этап спортивного совершенствования (ГСС) и высшего спортивного мастерства (ВСМ)
формируется из спортсменов, выполнивших спортивный разряд кандидата в мастера спорта. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии положительной динамики прироста спортивных показателей.
Задачи:
- дальнейшее повышение уровня специальной физической подготовки, технического и тактического мастерства;
- выполнение норм МС и МСМК;
- попадание в составы сборных команд России;
- получение звания инструктора-общественника;
- получение звания судьи 2 категории;
- завоевание призовых мест на всероссийских и международных соревнованиях