Основные направления и содержание деятельности

Основные направления и содержание деятельности

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ  УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ В СДЮСШОР

Планирование учебно-тренировочного процесса

Учебно-тренировочный процесс каждого года делится на 3 периода: подготовительный, соревновательный и переходный.
Длительность подготовительного периода 6-7 месяцев - и переходного 1-1,5 месяца.
В зависимости от местных климатических условий, квалификации спортсменов и календарного плана соревнований, длительность каждого из этих периодов может насколько изменяться. С ростом квалификации спортсменов продолжительность подготовительного периода направлены на создание базы для достижения высоких спортивных результатов для данной группы занимающихся. Особое внимание уделяется совершенствованию общей и специальной физической подготовленности, укреплению здоровья, повышению спортивной работоспособности (общей и специальной выносливости).
Подготовительный период условно делится, по содержанию задач и направленности занятий, на 2 этапа: этап предварительной подготовки. Этап специализированной - предсоревновательной подготовки и приобретения спортивной формы.
В соревновательном периоде основное внимание уделяется совершенствованию технической и тактической подготовленности спортсменов, повышению уровня их тренированности и дальнейшему совершенствованию спортивной формы. Соревновательный период, в зависимости от календарного плана участия в соревнованиях. Может также состоять из двух этапов: этапа предварительных соревнований и этапа участия спортсменов в наиболее ответственных соревнованиях года.
В переходном периоде главное внимание уделяется активному отдыху, укреплению здоровья, общей физической подготовке и переключению на занятия упражнениями из других видов спорта.

Группы начальной подготовки

Учебно-тренировочные занятия с велосипедистами проводятся круглогодично, по общепринятой системе тренировки с подготовительным, соревновательным и переходным периодами.
Методика подготовки групп НП предусматривает использование 60 % средств ОФП и 40 % средств специальной подготовки.
Возраст 10-12 лет характеризуется большим приростом быстроты, развивается гибкость, ощущается недостаточный уровень силы и выносливости. Учитывая эти особенности, а так же психологическую сферу, необходимо проводить занятия с использованием игрового метода, Физиологическое развитие ребёнка в этом возрасте позволяет проводить кратковременные скоростно-Силовые упражнения, неоднократные скоростные упражнения на коротких отрезках. Однако, основная направленность-это постепенное развитие аэробных возможностей организма.
Режим занятий предусматривает 3-4 разовые тренировки с 6 часовой нагрузкой в группах НП-1, с 9 часовой нагрузкой в группах НП-2,3 г. в неделю.

Подготовительный период

Длительность 4-5 месяцев. Занятия должны проводиться с определённой последовательностью решения задач.

На первой тренировке недели развивают: быстроту, ловкость, силу. Для этого используют средства:

  1. Общефизической подготовки- л/а спринтерские и прыжковые упражнения, упражнения с отягощениями, спорт игры;

  2. Специальную физическую подготовку - быстрое педалирование на станке, изучение технических  приёмов  при  езде   на  велостанке,   быстрое  педалирование  на  утяжелённом велостанке.

Занятия могут проводиться в зале или совмещаться с занятиями на воздухе. Упражнения по ОФП должны проводиться по биомеханической схеме, близкой к специальной работе велосипедиста.

На второй тренировке недели развивают силовую выносливость средствами:

  1. ОФП - ходьба и бег по песку, снегу, в гору, с отягощением, кроссовый бег, спортигры на «тяжёлом» поле.

  2. СФП - длительное педалирование на утяжелённом велостанке, на велостанке на больших соотношениях передач, преодоление подъёмов, езда против ветра.

При проведении тренировок следует учитывать возраст и подготовку велосипедистов.

На третьей тренировке в неделю решаются     задачи развития выносливости. Как основного качества велосипедистов. При этом можно использовать средства

  1. ОФП - длительный бег марш-броски, походы;

  2. СФП - длительная езда на велосипеде и велостанке.

В течении периода нагрузку понедельно надо увеличивать на протяжении 4-5 недель (9 нагрузочный цикл) и уменьшать на протяжении 2-2,5 недель (разгрузочный цикл), что будет соответствовать научно- обоснованной системе волнообразных нагрузок.
Наряду с физической подготовкой велосипедисты изучают основы техники езды на велосипеде, на велостанке и в естественных условиях, материальную часть велосипеда, теоретический материал программы и к концу подготовительного периода изучают правила соревнований.

Соревновательный период

Длительность 5-6 месяцев. Трёх разовые недельные занятия проводятся в той же последовательности, но добавляется четвёртое, которое проводится обычно в воскресный день в форме соревнований или контрольной тренировки. Соревнования проводятся на шоссе на дистанции от 5 до 25 км с использованием соотношения передач до 52 х 16 = 6,94 м. Средствами подготовки в основном являются упражнения на велосипеде:

  • Для развития быстроты - ускорения на прямых, на спусках, по ветру на малом соотношении передач, финиширование.

  • Для развития специальной силы - старты с хода и с места, рывки, ускорения в подъём.

  • Для развития силовой выносливости - преодоление подъёмов, езда против ветра, на завышенном соотношении передач;

  • Для развития выносливости - длительная езда на велосипеде;

  • Для   развития   специальной   выносливости   -   прохождение   дистанции   на соревнованиях или тренировках.

В процессе тренировок необходимо наряду с физической подготовкой изучать и совершенствовать основные элементы техники велоспорта, ознакомиться с основами тактики велоспорта. Спортсмены участвуют в ряде контрольных испытаний по сдаче переводных нормативов.

Переходный период

Длительность до 2-х месяцев. Решаются задачи перехода учащихся, сдавших переводные испытания на более высокий и в количественном и в качественном отношении уровень подготовки к следующему сезону.
Объём тренировочных нагрузок в переходном периоде несколько снижается. Учащиеся изучают технику езды по кроссу, участвуют в соревнованиях по велокроссу и этим поддерживают интенсивность работы на определённом уровне.

Учебно-тренировочные группы 1-2 года

В этот период число занятий в неделю доходит до 4-6. Качественно меняется подготовка - только 40% отводится на ОФП.
Возраст учащихся 11-13 лет характеризуется приростом силы, силовой выносливости, повышается уровень общей выносливости. Это позволяет продолжать развитие скоростно-силовых качеств, но обязательно с контролем за деятельностью сердечно-сосудистой системы. Повышение ЧСС и снижение результативности в работе говорят о чрезмерности нагрузки. Одна из тренировок проводится как восстановительная после большой тренировки.

В подготовительном периоде, длительность 4 месяца; восстановительная тренировка проводится средствами ОФП: спортигры, походы др.
Через день после восстановительной тренировки должна проводится тренировка со скоростно-силовой направленностью, средствами ОФП и СФП
Задача следующей тренировки в неделю-развитие силовой выносливости. Здесь целесообразным будет использование средств СФП - тренировка на велосипеде по пересечённой местности, с преодолением подъёмов , песчаных участков, езда по снегу. Езда на завышенных соотношений передач против ветра.
Заканчивают недельный цикл развитием выносливости. Эта тренировка должна быть наибольшей по объёму езды на велосипеде. При неблагоприятных погодных условиях применяют длительный бег, лыжные пробеги, плавание. Одним из действенных средств является проведение в подготовительном периоде соревнований по кроссу в зимних условиях.

Соревновательный период. Продолжительность периода увеличивается до 6 месяцев. Все учащиеся продолжают совершенствоваться в индивидуальной и командной гонке на шоссе, изучают технику и тактику групповой гонки на шоссе.
В недельном цикле подготовки у велосипедистов, после восстановительной тренировки проводятся так называемые подводящие тренировки для более эффективного восстановления и подготовки к последующим нагрузкам. Далее идут тренировки скоростно-силовой направленности, развития выносливости и, как итог, пятая большая тренировка или соревнование.

Учебно-тренировочные группы 3-4 года

Основные задачи тренировки в учебно-тренировоч­ных группах следующие: дальнейшее развитие физиче­ских качеств средствами общей и специальной физиче­ской подготовки, овладение техникой физических упраж­нений в неспецифических средствах подготовки и со­вершенствование элементов техники велосипедного спор­та. Наибольший эффект в тренировке дает разносторон­няя подготовка В тренировку необходимо так­же включать специально-подготовительные упражнения, развивающие группы мышц, участвующие в педалиро­вании на велосипеде. Большое место в тренировке должно отводиться и езде на велосипеде. Однако сле­дует учитывать, что увлечение специальными упражне­ниями на велосипеде, натаскивание на результат могут привести к быстрому росту спортивных результатов, а далее и к их стабилизации в возрасте 17—18 лет.
Годичный цикл подготовки для этой группы состоит из подготовительного периода, включающего зимний и весенний этапы, соревновательного и переходного.

На зимнем этапе подготовительного периода  тренировки проводятся 4—5 раз в неделю. Основное внимание уделяет­ся развитию общей выносливости средствами ОФП. Для этого используют продолжительный бег в различных условиях, с установлением снежного покрова бег на лыжах с разной степенью интенсивности в режиме ЧСС не более 140—160 уд/мин.

На   весеннем   этапе   подготовительного   периода    постепенно переходят к  СФП. В марте и начале апреля еще продолжаются занятия по ОФП с включением тренировок на велосипеде. С кон­ца  апреля  и в  мае тренировки проводятся только  на велосипеде  с  сохранением  необходимого  объема  заня­тий средствами ОФП.
В подготовительный период необходимо давать тео­ретический материал по программе ДЮСШ, а к концу его изучить правила соревнований по велосипедному спорту на шоссе. Спортсмены сдают зачеты по технике езды на велосипеде, правилам дорожного движения на велосипеде и правилам соревнований на шоссе.

К соревновательному периоду (с 15 мая до конца сентября) спортсмены уже прошли на велосипеде 1800— 2000 км, овладели прочными навыками техники езды и педалирования, приобрели хороший уровень общефизи­ческой подготовки.
Тренировки в этот период проводятся в основном на велосипеде по 5—6 раз в неделю, но не следует пол­ностью исключать СФП и ОФП, так как даже времен­ное прекращение этих занятий может снизить развитие необходимых физических, качеств юношей этого воз­раста.
Большой объем работы на велосипеде целесообраз­но планировать на период, когда ребята находятся в летних спортивных лагерях.
При плохой погоде проводится тренировка по ОФП и СФП до 3—3,5 часа. В тренировку включается бег с ходьбой с переменной интенсивностью, прыжковые и другие упражнения, а также спортивные игры. В этот день проводятся также контрольные тренировки и со­ревнования по календарному плану на дистанции от 5 до 25 км (индивидуальные, командные и групповые). В тренировках соревновательного периода передачи используются с частотой педалирования  90-120 об/мин.

Переходный период длится 1,5-2 месяца (от конца сентября до середины ноября).

Основные задачи его - постепенное снижение объе­ма и интенсивности тренировочных нагрузок на велоси­педе и увеличение объема ОФП, совершенствование техники езды по кроссу.
Для поддержания необходимого уровня интенсивно­сти специальной нагрузки и эмоциональной разрядки спортсмены должны участвовать в нескольких соревно­ваниях по велокроссу на коротких и несложных трас­сах.
Тренировки в этот период проводятся 3-4 раза в педелю, причем иногда их можно проводить самостоя­тельно.
Тренеры должны подвести итоги проделанной рабо­ты за год и в соответствии с ними принять решение о переводе учащихся  СДЮСШОР, успешно закон­чивших спортивный сезон, в учебно-тренировочные груп­пы начальной специализации.

Группы спортивного совершенствования

В первый год обучения число занятий в неделю увеличилось до 6 раз, их продолжительность аналогична заключительным годам обу­чения в учебно-тренировочных группах. Однако количество гонщиков в группе сокращено до 6,5 и 4 человека, соответственно на 1,2 и 3 годах обучения. Это дает возможность более плодотворно работать тренеру над совершенствованием техники и тактики избранного вида специализации, осуществлять индивидуальный подход и корректиро­вать подготовки.
По-прежнему самое серьезное внимание необходимо обращать на полноценный восстановительные периоды у 16-18 летних гонщиков.
В возраста 19 лет в основном наступает зрелость сердечно-сосудистой системы, что позволяет работать над повышением уровня анаэробных возможностей. При этом, очень бдительно нужно следить за реакцией сердечно-сосудистой системы, т.к. чрезмерное утомление может привести к перенапряжению сердечной мышцы.
Подготовительный период. Методика предусматривает раннюю специальную подготовку, т.е. тренировки на велосипеде круглый год. На занятия по общей физической подготовке отводится 20-25%. Не­дельный цикл включает 6 тренировочных занятий. По-прежнему, в первой половине цикла проводятся восстановительная тренировка после большой, обычно в воскресенье, нагрузки, далее проводят тренировку на развитие быстроты, силы и силовой выносливости.
Во второй половине цикла развивает силовую и общую выносли­вость. Недельный цикл шоссейников не имеет ярко выраженной трени­ровки на развитие быстроты и специальной силы, а превалируют тре­нировки на развитие всех видов выносливости. Нагрузочные циклы сокращаются до 2-3 недель, а разгрузочные циклы не должны быть менее 1,5 недель, т.к. организм нуждается в полноценном восстано­вительном периоде после больших нагрузок. Несоблюдение этого пра­вила влечет перенапряжение сердечной мышцы, гипертоническую бо­лезнь. Этот период в педагогике называют углубленная тренировка, т.е. тренировка, где закладываются фундаменты многолетней спортив­ной формы. Шоссейники  в подготовительной периоде последовательно развивают дыхательные способности (аэробная производительность) с включением анаэробной работы с высокое интенсивностью. Затем на этой базе, переходят к преимущественно анаэробной работе и в предсоревновательной фазе работают над развитием скорости и спе­циальной выносливости. специальной силы с высокой интенсивностью. Далее подготовка включает анаэробную работу. С включением коротких отрезков в естественных условиях на велоси­педе, на шоссе в облегченных условиях (ускорения на спусках, по ветру  за лидером, на малых соотношениях передач).

Соревновательный период. Подготовку продолжает через выступ­ления в соревнованиях по кроссу, шоссе и треку в неклассических видах. В этот период должна произойти более тонкая дифференцировка специализации. Шоссейник так же более точно определяет свое амплуа. Эта специа­лизация не исключает возможности участия в других смежных видах, но более точно определяет задачи подготовки. Такой подход позволит к 3-му году обучения выполнить норму мас­тера спорта, как итог 6-7 летней подготовки.

Переходный  период. Продолжительность периода составляет 2-3 недели. Решаются  вопросы лечения травм, профилактики заболе­ваний. Объем специальной подготовки за 3 года увеличивается от 20.000 до 23.000 км. Большую роль играют фоновые тренировки в проме­жутках между нагрузочными тренировками и соревнованиями.

Группы высшего спортивного мастерства

Режим   занятий   в   этих группах   характеризуется увели­чением   продолжительности   до 5   часов   на   1-м   году   обучения и до 6 ч. на 2-м и 3-ем. Число занимающихся в группе снижается до 3-х человек. При этом количество часов в год увеличивается. Такое резкое, увеличение нагрузки возможно на основе плановой систематической подготовки в младших группах и в результате стабилизации функций многих органов гонщи­ков.Тренировки должны однако проводиться   с учетом волнообразности нагрузок, с определенной направленностью как в микро-, так и в мезо- и макроцикдах,  т.е; в недельных, ме­сячных и годовых циклах.
Имея в своем активе 6-7 летнюю планомерную подготовку, гон­щик постепенно переходит к большему числу соревнований, стартов, начиная с зимних чемпионатов в подготовительном периоде и закан­чивая сезон соревнованиями глубокой осенью.
Такой продолжительный соревновательный период должен обес­печиваться небольшим реабилитационным переходным периодом и полно­ценными тренировками с самого начала подготовительного периода. В условиях отсутствия зимнего велодрома, тренировки проводятся на открытом зимнем воздухе, в больших манежах, спортзалах о исполь­зованием трековых и шоссейных велосипедов, велотренажеров. При этом, интенсивность должна компенсировать некоторое снижение объема специальной подготовки. Объемные тренировки дополняются средствами общей подготовки, кроссовой велосипедной подготовкой и выступлениями в соревнованиях по велосипедному кроссу. Большое количество соревнований должно предусматривать предсоревновательную подготовку и межсоревновательные тренировки.
В свою очередь все соревнования будут решать разные задачи для гонщиков, которые готовят себя к основным 2-3 соревнованиям сезона. Объемы специальной подготовки за 3 года обучения возрастут с 24.000 до 30.000 тыс,км. для шоссейников .

  Основные направления  и содержание деятельности 

 1.   Комплектование групп начальной подготовки

Комплектование групп начальной подготовки производится на базе общеобразовательных школ ежегодно в сентябре-октябре месяце. Зачисляются все дети 10-11 лет, желающие заниматься спортом. По мере естественного отсева учащихся в течение учебного года в группах начальной подготовки проводится   донабор.

2.  Отбор учащихся в СДЮСШОР.

Отбор учащихся в специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва должен проходить на высоком уровне. При этом для вынесения объективного окончательного решения по нему необходимо учитывать показатели контрольных нормативов и способности детей к специфической спортивной деятельности в комплексе. Тренерам-преподавателям СДЮШОР рекомендуется учитывать некоторые критерии при наборе в учебно-тренировочные группы начинающих спортсменов- велосипедистов.

  1. Разрешение врача, (К занятиям велосипедным спортом допускаются учащиеся, получившие соответствующую справку от школьного врача и прошедшие медосмотр во врачебно-физкультурном диспансере).

  2. Желание заниматься велосипедным спортом и интерес к тренировочным занятиям.

  3. Уровень физического развития (Следует обращать внимание на молодых спортсменов более высокого роста с небольшими весоростовыми показателями)

  4. Уровень  развития   физических   качеств.   (Определяется   тестами   общефизического   и специфического характера).

Из общего числа детей, желающих заниматься спортом, необходимо отобрать наиболее способных в качестве кандидатов в группы предварительной подготовки. Для определения физических качеств детей следует использовать специальные тесты. (См. таблицу № 3).
После проведения специальной тренировки из групп предварительной подготовки следует отобрать подростков, способных именно к занятиям велосипедным спортом. В дальнейшем работа с этими учащимися должна быть связана с их совершенствованием в велосипедном спорте, выполнением разрядных норм и требований высших разрядов.

3. Учебно-тренировочные занятия

Проводятся 3-4 раза в неделю по расписанию , утверждённому директором, в соответствии с требованиями образовательной программы В зависимости от поставленных задач используются различные формы проведения учебно-тренировочных занятий:

  1. Академическая ( Для начинающих заниматься спортом и для слабо подготовленных. Обучение основам техники. Формирование телосложения. Исправление его дефектов)

  2. Учебная    (Практических упражнений немного - 20-30% от времени занятия. В основном объяснения по технике и тактике. Демонстрация учебных видеофильмов)

  3. Учебно-тренировочная (Большая доля обучения с выполнением тренировочных упражнений. Общая продолжительность занятия 2 часа и больше)

  4. Тренировочная    ( Состоит из 3 частей: разминка, основная часть, заключительная часть Решение задач тренировки. Обеспечение достижения спортивного мастерства)

  5. Модельная  (. По форме напоминает тренировочное занятие Моделирование соревнований)

4. Групповые теоретические занятия

Проводятся по темам, указанным в образовательной программе. Обычно проходят в виде бесед тренеров-преподавателей, врачей с учащимися. Иногда это могут быть лекции специалистов.

5.Соревнования

Проводятся по плану спортивно-массовых мероприятий. Предполагает фиксирование всех спортивных результатов как основного показателя подготовленности спортсмена, а также воспитание волевых качеств, характера юного спортсмена.

 ПРИМЕРНАЯ СТРКТУРА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ  СПОРТИВНОЙ ТЕХНИКЕ

Этапы

Задачи

Методы

Разучивания

Создать общее представление о технике изучаемого движения Обучение основам спортивной техники. Сформировать  умение       выполнять двигательное действие в элементарной форме. Предупредить   и   устранить   ненужные действия и движения

Словесный (объяснение), Наглядный (показ движения, показ изображения движения) Непосредственная      помощь тренера. Использование ТСО

Углублённого разучивания

Довести       первоначальное       владение техникой    до     относительного совершенства. Углубить   понимание   закономерностей спортивной техники.

Словесный, наглядный, метод информации Использование ТСО

Закрепление  и дальнейшее совершенствование.

Обеспечить      совершенное      владение спортивной    техникой    в    различных условиях. Закрепить навык усвоенного действия. Усовершенствовать отдельные элементы спортивной техники. Обеспечить   индивидуализацию спортивной техники.

Словесный. Наглядный. Использование ТСО. Соревновательный.

 ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ТРЕНИРОВОК

  1. Включать   в   недельный   цикл   тренировки   разнообразную   работу   на   освоение двигательных навыков.

  2. Ежедневные тренировки должны содержать элемент новизны.

  3. Включать начало освоения движения в игровые ситуации для выявления ошибок.

  4. ОРУ проводить в заключении подготовительной части (за исключением упражнений на гибкость) до мышечной усталости.

  5. В   ходе   тренировки   модифицировать   упражнения       с   целью   моделирования соревновательных результатов.

  6. Чаще информировать спортсменов о допущенных ошибках и успехах.

  7. Спортсмен    должен    понимать    смысл    каждого    упражнения,    его    роль    в соревновательной деятельности.

 

ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА НЕОБХОДИМО:

  • Упражнения направленные преимущественно на улучшение координации движении включать в начало основной части тренировки.

  • Упражнения, направленные на воспитание силы и выносливости, выполнять после упражнений на быстроту.

  • Упражнения, направленные на воспитание гибкости, чередовать со скоростными и скоростно-силовыми.

  • В продолжении тренировки поддерживать оптимальный темп и ритм работы.

Дата последнего обновления страницы 18.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения